Несколько лет назад водители больших грузовых автомобилей оплачивали только топливный сбор. В 2015 года в РФ была введена система «Платон».
Она подразумевает сбор денежной платы с автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. Теперь они обязаны платить за каждый пройденный километр федеральных дорог.
Новые правила вызвали много негативных эмоций у водителей. Далеко не все с пониманием отнеслись до того, что такое система «Платон» и с какой целью ее ввели. Но средства, которые собраны с ее помощью, каждый день поступают в Дорожный фонд.
Благодаря первым денежным поступлениям в 2016 году было отремонтировано больше 1000 километров самых проблемных дорог в 40 городах и регионах, и обеспечено финансирование 31 моста в России.
Цели и основные принципы работы системы
Рассчитывать на добровольную оплату вреда, причиняемого дорогам от грузовых автомобилей массой более 12 тонн, было бессмысленно. Поэтому основная задача внедрения системы «Платон» — это создание надежного способа контроля.
Цели проекта:
Средства от сбора данной платы ежедневно перечисляются в федеральный бюджет РФ.
Реализация проекта дает возможность обеспечить достижение конкретных целей программы «Развитие транспортных систем России» на протяжении 2010—2020 годов. При этом значительно снизится нагрузка на государственный бюджет. Кроме того, важная цель — добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог в результате направления полученных средств на проведение своевременных мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Основные принципы системы взимания платы, как работает система «Платон»:
Получая данные о передвижении транспортного средства, система рассчитывает размер платы за фактически пройденное расстояние по федеральным трассам.
Применение спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS. Они фиксируют перемещение грузовика. По замыслу разработчиков, ими должен быть оснащен каждый большегрузный автомобиль. Чтобы точность была более высокой, предусмотрена двухсистемность.
Постоянный мониторинг передвижения грузовиков массой больше 12 тонн. Контроль движения осуществляется при проезде фур через стационарные рамки, что установлены на федеральных трассах, а также специализированным магазинами, оснащенными специальным оборудованием. Обойти систему «Платон» большегрузам вряд ли удастся, так как больше сотни автомобилей, которые оборудованы приборами для контроля постоянно меняют дислокацию.
Вместе с проектом были созданы такие объекты:
Центр мониторинга и управления.
Центр, где проходит обработка данных.
Центр информационной поддержки пользователей — 138 единиц.
Русско-английский колл центр.
Интернет-сайт.
Геоинформационная система и полностью автоматизированная система расчетов.
Система мобильного контроля — более 100 машин, оснащенных специальным оборудованием.
Системы стационарного контроля с навесным оборудованием над полотном федеральной дороги — 481 единица.
Около 2 миллионов единиц бортового устройства.
Видео: Как работает система «Платон»
Тарифы системы
С начала действия системы «Платон» и до конца февраля 2016 года, водители автомобилей массой более 12 тонн обязывались платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр федеральных дорог.
Тариф был изменен с 1 марта 2016 года. За 1 километр плата составляла 3,06 рубля.
А согласно постановлению от 24 марта 2017 года № 330, с 15 апреля 2017 года, размер платы проиндексирован на 25%, составляет 1,9 рубля за пройденный километр.
В Европе тарифы аналогичных систем намного выше. Россия установила относительно невысокий сбор с больших грузовиков.
Какие машины попадают под действие системы
Прежде всего, действие данной системы распространяется на машины грузоподъемностью 12 тонн и выше. Данный весовой порог выбран не случайно.
Специалисты утверждают, что именно эти транспортные средство оказывают разрушительное действие на дорожное покрытие. Но как и любое правило, система «Платон» имеет свои исключения.
За нанесенный вред плата не взимается из таких транспортных средств:
-
автомобили, которые предназначены для пассажирских перевозок;
специальная техника, оборудована устройствами для подачи сигналов: пожарные машины, автомобили аварийно-спасательных служб, МЧС и подобные;
автомобильные средства, что занимаются перевозками вооружения и военная самоходная техника.
Довольно часто возникают спорные вопросы по автомобилям с прицепами. Но если одна из единиц автопоезда весит больше 12 тонн, то платить придется в любом случае.
Процедура регистрации в системе «Платон»
Зарегистрироваться в системе «Платон» можно одной из методик, наиболее удобной для себя:
С помощью центра информационной поддержки пользователей — ЦИПП, они есть во всех субъектах РФ.
Через создание личного кабинета на официальном сайте системы — http://platon.ru/ru/. Кроме того, там можно посмотреть, как выглядит система «Платон». На карте сайта хорошо видно, на что идут средства, собраны системой.
Во время оформления маршрутной карты через терминалы самообслуживания, которые можно найти, перейдя по ссылке — http://platon.ru/ru/about/service_centre/.
Регистрация через ЦИПП
Используя первый метод регистрации — ЦИПП, следует собрать документы для составления заявления на регистрацию владельца транспортного средства, а также заявление на регистрацию транспортного средства.
При наличии полного списка необходимых бумаг, такое заявление составит сотрудник центра информационной поддержки пользователей.
Если владельцем ТС выступает физическое лицо, зарегистрированное на территории РФ или за ее пределами, понадобятся такие документы:
-
паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства;
свидетельство о регистрации автомобильного средства.
Для индивидуального предпринимателя:
-
удостоверение личности с отметкой о регистрации или по месту жительства;
свидетельство о регистрации ИП;
ИНН;
СТС.
Если данную процедуру выполняет юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, по отношению своего автомобильного средства :
-
свидетельство о регистрации юридического лица;
свидетельство о регистрации ТС.
Для юридических лиц, зарегистрированных за пределами РФ нужно:
-
документ, что подтверждает юридический статус иностранной организации, в большинстве случаев — это выписка из реестра.
свидетельство о регистрации;
удостоверение личности, обратившегося для регистрации в системе.
В некоторых случаях данной процедурой может заниматься доверенное лицо владельца ТС, тогда следует подготовить такие бумаги:
-
паспорт доверенного лица;
оформленную доверенность.
При подаче вышеперечисленных документов следует обращать внимание, что все они должны быть составлены на русском языке. А перевод обязательно заверяется нотариусом.
Своей подписью в данном заявлении владелец ТС или доверенное лицо, соглашается на обработку персональных данных.
Регистрация из личного кабинета на сайте системы и через терминалы
Регистрация из личного кабинета на сайте системы и через терминалы довольно схожи между собой. Поэтому их можно объединить. Владелец авто должен самостоятельно заполнить бланк заявления, указав необходимые данные.
Для ТС:
-
страна регистрации;
номерной знак;
модель автомобиля и марка;
VIN номер ТС;
разрешенная максимальная масса авто;
данные СТС.
Если владелец ТС физическое лицо:
-
ФИО;
номер телефона;
адрес электронной почты;
скан-копия СТС.
Для владельца индивидуального предпринимателя:
-
ФИО;
свидетельство о регистрации ИП;
номер телефона;
адрес электронной почты;
копия свидетельства о регистрации ИП;
копия ИНН;
копия свидетельства о регистрации ТС.
Для юридических лиц:
-
наименование юридического лица;
должность и ФИО единоличного исполнителя;
адрес местонахождения владельца;
номер телефона и электронная почта;
если заявление подается через сайт, то необходимо подать копии свидетельства о регистрации ТС и свидетельства о регистрации юридического лица;
в случае, когда заявление заполняет уполномоченный представитель, то ему следует указать свои контакты.
Пошаговая инструкция процедуры регистрации
Чтобы зарегистрироваться в системе нужно следовать такой инструкции:
Войти на сайт сервиса — http://platon.ru/ru/.
Кликнуть по надписи «Личный кабинет».
После этого нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Указать в роли кого будет осуществляться регистрация.
Личные данные, ФИО, телефон, электронный адрес.
Указать адрес регистрации физического лица и место нахождения юридического.
Внести данные банковской карты, которая будет использоваться для списания денежных средств системой.
Указать контактные данные.
Подобрать и вписать пароль.
Указать ответ на контрольный вопрос, на случай утери пароля.
Нажать кнопку далее.
Внести данные ТС, понадобится заполнить все поля формы.
Указать основания для владения ТС — лизинг, личный авто и подобное.
Загрузить все необходимые вышеупомянутые копии документов.
Перейти на свой электронный адрес затем по ссылке письма из системы «Платон».
После этого нужно дождаться обработки информации и можно начинать пользоваться системой.
Оформление маршрутной карты
Маршрутная карта — это документ, что формируется в системе. В нем представлены сведения о запланированном маршруте. Их указывает владелец авто, в соответствии рассчитывается сумма, которую нужно уплатить по действующим тарифам.
В маршрутной карте можно найти такую информацию:
-
номер карты, присвоенный системой;
регистрационный знак авто;
дата и время, когда маршрутная карта вступила в действие;
дата и время выдачи карты;
срок ее действия;
общее расстояние проезда по трассам федерального значения, что указаны в карте;
данные о маршруте, для которого выдается карта;
сумма уплаты.
Оформить маршрутную карту в системе «Платон» можно используя такие же методики, как и при регистрации. Владельца ТС нужно представить такие данные:
Пункт начала и конца поездки, а также промежуточные точки маршрута при необходимости.
Точная дата и время начала передвижения ТС по маршруту.
Государственный номер автомобиля.
Свидетельство о регистрации ТС.
Оплатить за маршрутную карту можно такими способами:
-
через терминал;
через Сбербанк онлайн;
с использованием банковской карты через сайт системы.
От недавнего времени в России владельцы больших грузовиков массой более 12 тонн, обязываются платить за каждый пройденный километр федеральных дорог. Контроль платежей осуществляет специально созданная система «Платон».
За нарушение этого правила и бесплатный проезд, водителям большегрузных машин грозит штраф в сумме 5000 рублей.
Для индивидуальных предпринимателей он составит 40000 рублей, а для юридических лиц — от 450000 рублей до миллиона за повторное нарушение.
Для непосредственного контроля оплаты были созданы специальные стационарные и мобильные системы.
Источник: