Законодательством для предприятий, которые используют автотранспорт для перевозки грузов или пассажиров, устанавливается обязанность ежедневного обеспечения предрейсового технического осмотра транспортных средств.
Ответственность за невыполнение обязательного предрейсового техосмотра или отсутствие отметки в путевом листе может быть суровой: весьма ощутимые штрафные санкции или категорический отказ в компенсационной выплате страховщиком, если автотранспортное средство попало в ДТП (отказ этот можно оспорить в судебном порядке).
Рассмотрим порядок проведения предрейсового техосмотра, а также какими нормативными актами регулируется процесс.
Законодательное регулирование и алгоритм проведения
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств обязателен в организациях, занимающихся перевозками. К таким автотранспортным средствам относят автобусы, такси, а также ТС, которые перевозят грузы.
Проводят технический осмотр, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и надлежащее техническое состояние транспорта. Если автомобиль не прошел осмотр, или осмотр показал, что ТС неисправно, его нельзя допускать к работе.
Автотранспортные средства, которые используются в коммерческих целях, подвергаются интенсивной нагрузке. Узлы начинают изнашиваться очень быстро, по этой причине исправность, техническое состояние используемого юридическими лицами транспорта (такси, грузовых машин, автомобилей) для перевозки людей и грузов должны обеспечиваться тщательно.
Проводить экспертизу (или техосмотр) перед каждым рейсом (началом каждого рабочего дня) должны особенно те компании, которые предоставляют услуги извоза — такси, а также компании, занимающиеся перевозками людей и грузов.
Следует учитывать, что каждая организация с транспортными средствами на балансе обязана оформлять путевые листы.
При этом подобная обязанность не связана с тем, оказываются ли услуги по перевозке пассажиров и грузов, или на балансе компании всего один автомобиль, предназначенный для руководства.
Путевой лист — документ, служащий основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Налоговая принимает расходы на основании этого документа.
Закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» гласит, что ТС должны обязательно проверять на неисправности.
Порядок проведения регламентирован приказом от 06.04.2017 г. №141. Предрейсовый контроль проводят до выезда ТС с места постоянной стоянки.
Автомобиль проверяют на неисправности:
-
тормозной системы;
рулевого управления;
световых приборов (фары, поворотники, и т.д.)
стеклоочистительных приборов;
колес, шин;
двигателя;
тахографа;
звуковых сигналов;
других элементов.
Механик, который проводит технический осмотр, должен вести учет прохождения предрейсового контроля.
В журнал регистрации результатов предрейсового контроля необходимо вносить:
-
марку, модель проверяемого автомобиля;
регистрационный знак;
ФИО водителя;
ФИО контролера, который проводил контроль;
дату, время проведения осмотра;
количество полных км пробега на момент проведения контроля;
отметка о прохождении предрейсового контроля;
подпись водителя;
подпись контролера.
В журнале допускают размещение дополнительных реквизитов, которые учитывают особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Дополнительные сведения указаны в пункте 6 Межотраслевых правил, которые утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28. Также требование регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7.
Если в организации нет обученного человека, который должен проводить осмотры, можно заключить договор со сторонней организацией.
Кто имеет право проводить осмотр?
О том, кто может проводить предрейсовый технический осмотр автомобиля, указано в Приказе Минтранса России от 28.09.2015 №287. Проверка проводится специально обученным контролером технического состояния автомобилей.
По тому же приказу он обязан знать:
-
нормативы по обслуживанию автотранспортных средств;
технические данные об автомобилях;
особенности устройства проверяемого ТС;
правила эксплуатации конкретного автомобиля;
основное законодательство о транспорте и труде;
инструкции по охране труда, противопожарные правила.
Подробнее с требованиями можно ознакомиться на сайте «Консультант»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190457/.
Проводит предрейсовый техосмотр механик, который прошел аттестацию в Российской транспортной инспекции. У него должно быть профильное образование не ниже среднего.
Небольшие компании обычно пользуются услугами сервисных центров.
Тогда предприятие, которое оказывает такие услуги, должно прикрепить своего механика, проводящего обязательную ежедневную процедуру осмотра.
Это довольно удобный вариант. Компании необязательно держать в штате своего специалиста. А если осмотр был проведен некачественно, ответственность ляжет на сервисный центр, услугами которого воспользовалось юридическое лицо.
Штамп о прохождении осмотра проставляют в путевой лист при выходе на линию и по возвращении в депо. Если водители меняются за рабочий день, нужно оформить два путевых листа.
Отметка о прохождении должна стоять на каждом из них. Отметку проставляют каждый день. Контролер проставляет в путевом листе дату, время проведения осмотра, ФИО, подпись.
Стоимость предрейсовых осмотров зависит от центра, который предоставляют такую услугу, а также от количества проверок в месяц. Средняя цена за пакет, включающий 30 проверок в месяц, составляет около 5 000 рублей.
Существуют центры по профессиональной переподготовке контролеров технического состояния ТС.
Задачами образовательных программ, которые выполняют подобные задачи, обычно являются: предоставление основных теоретических знаний, необходимых практических навыков, актуальной информации о показателях, которые свидетельствуют о техническом состоянии автотранспортного средства.
Благодаря обучению специалисты сервисов, которые должны заниматься диагностикой и контролем исправности ТС, смогут качественно выполнять свои обязанности.
Обычно по окончании прошедшими обучение сдается итоговый квалификационный экзамен. Если сдача будет успешной, они получают документ об образовании.
Перед поступлением на такие курсы необходимо убедиться в том, что учебные центры выдают документ об образовании, отвечающий всем государственным профессиональным стандартам.
Ответственность
Административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов предусматривается статьей 12.31.1 КоАП РФ в размере:
-
физические лица — 3 тыс. рублей;
должностные лица — 5 тыс. рублей;
юридические лица — 30 тыс. рублей.
Нередко штраф налагают на юридическое и должностное лицо одновременно. Также всегда ощутимым последствием нарушения может быть отказ страховой компании возмещать ущерб в случае ДТП.
Страховщик обязательно будет требовать путевой лист автотранспортного средства, который попал в ДТП. Если никаких отметок о проверке не будет, компенсацию выплачивать откажутся.
Оспаривают решение страховой компании в судебном порядке: осуществляет контроль технического состояния автомобиля, который используется компанией, юридическое лицо. А путевой лист не входит в обязательный перечень документов, которые необходимы, чтобы подтвердить страховой случай.
Оформление путевого листа с нарушениями — повод для страховой компании значительно затянуть выплаты на долгий срок.
Предрейсовый медицинский осмотр
Приказ Минздрава РФ №835н регламентирует предрейсовые медицинские осмотры водителей:
Медосмотры проводят перед началом рабочей смены. Такая мера направлена на обнаружение вредных, опасных факторов и состояние здоровья, которые будут препятствовать выполнению человеком трудовой функции.
Проверки финансируют и организуют работодатели.
Проверки проводят медицинские работники, которые имеют необходимую квалификацию, работают в штате компании или представляют стороннюю медицинскую организацию с лицензией.
В ходе предрейсовых осмотров медработники:
-
рассматривают жалобы водителя;
проводят визуальный осмотр;
измеряют температуру, давление, пульс;
выявляют признаки опьянения;
определяют процент алкоголя в крови;
определяют присутствие психоактивных веществ.
Если водитель здоров и не находится в состоянии опьянения, врач выносит заключение: вредных и опасных факторов или состояний, которые препятствуют выполнению водителем трудовых обязанностей, не выявлено.
Если соответствующие факторы или состояния выявлены, водителя не допускают к работе.
Основания для отстранения от работы водителя ТС:
-
наличие симптоматики острого заболевания или обострения хронических болезней (у водителя повысилась температура тела, он жалуется на слабость, плохое самочувствие, боли);
частота сердечных сокращений или артериальное давление повышается или снижается;
сотрудник находится в состоянии опьянения.
На медицинские осмотры водители должны явиться с путевым листом.
Медицинский работник должен обратить внимание на то, как водитель входит в кабинет, как выглядит, как себя ведет. Если водитель жалуется на самочувствие, врач должен выявить объективность жалобы.
Предрейсовые медицинские осмотры проводят, чтобы повысить уровень безопасности дорожного движения, степень защиты населения и оказания качественных услуг в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Результаты медосмотра обязательно заносят в журнал.
Итог
В ходе проверки сотрудник, уполномоченный проводить технический осмотр, должен:
-
проверить безопасность эксплуатации автотранспортного средства;
устранить мелкие неполадки в случае их выявления;
если неполадку нельзя устранить за короткое время, автомобиль должен остаться в автопарке, его нельзя выпускать на линию.
Предрейсовый техосмотр также включает следующие операции:
-
осмотр автобуса или другого автотранспортного средства на наличие визуальных повреждений;
проверяют наличие обязательного водительского комплекта (аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель, два противооткатных средства);
проверка исправности функционирования рабочих механизмов и основных узлов.
По результатам проверки определяется, можно ли выпустить ТС на линию. Если автотранспортное средство полностью исправно, заполняют путевой лист, проставляются отметка от допуске ТС и подпись лица, который осуществил осмотр.
При обнаружении поломок ТС не выпускают на линию. Об этом обязательно делают отметку в специальном журнале.
После возвращения автобуса или такси из рейса проводят их послерейсовый технический осмотр, который должен помочь выявить возможные неисправности, появившиеся в процессе их эксплуатации.
Если выявлена поломка, автотранспортное средство подлежит обязательному ремонту.
Предрейсовый контроль — обязательное условие для ведения бизнеса в сфере перевозок пассажиров или грузов. Тщательная проверка состояния автотранспортных средств является залогом безопасной перевозки.
Источник: